МАОУ г. Нягани "ОСШ №3"
Нягань
  • Информационная безопасность

    Определение термина "информационная безопасность детей" содержится в Федеральном законе N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону "информационная безопасность детей" - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

    Документы

    Документы не выбраны

    Детские безопасные сайты

    Рекомендованные детские сайты
    В этой подборке только проверенные, веселые, интересные и полезные сайты для детей и родителей.(http://nashchelovechek.ru/)

    http://detskieradosti.ru/
    Детские радости: сайт, где родители найдут своим детям много веселых и увлекательных развлечений в онлайн режиме, а также скачают интересный материал.

    http://www.solnet.ee/
    Солнышко: Ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов

    http://vkusnyasha.ru/
    Вкусняша: Все для деток и их родителей: питание, рецепты, развитие, воспитание, статьи, психология, загадки, имена, детский гороскоп, праздники. А также: раскраски, мультфильмы, игры, музыка, фоторамки.

    http://www.leon4ik.com/
    Leon4ik: Портал для детей и родителей,воспитателей детских садов.Методические материалы,учебные пособия,статьи и заметки для родителей и воспитателей,мультфильмы,сказки,стихи,раскраски,обучающая литература,авторские творения и многое другое.

    http://uotika.ru/
    В гостях у Отика: Новый сайт для детей и подростков с роботом Отиком. Он специально создан чтобы отвечать на ваши вопросы, общаться с вами в режиме онлайн. Заходите к роботу Отику, скучно не будет. А то, что на сайте есть различные разделы, полезные и интересные, робот Отик держит в секрете от взрослых. А зачем об этом рассказывать, сайт ведь для детей!

    http://www.zolotaya-rybcka.ru/
    Золотая рыбка: Сайт посвящен вопросам раннего интеллектуального развития детей. Родители смогут скачать много замечательных обучающих презентаций для своих крох. Те, кто и сам составляет презентации для детей и желает поделиться ими с миром, могут добавлять свои файлы на сайт! В разделе Почитайте! Это интересно выложены основные статьи, посвященные воспитанию ребенка и уходу за ним

    http://razvlekidetok.ru/
    Всё для Ваших деток

    http://ukrrabbit.moy.su/
    Живая планета-зоопортал

    http://www.babylessons.ru/
    Детские развивающие игры, уроки, поделки

    http://predkov.net/
    Форум для детей и подростков. Игры и развлечения на форуме. Общение детей со всего света.
    http://detstvo.ru/
    Сайт для детей мам и пап.

    http://www.myltik.ru/
    все о мультяшках: новости, мультфорум, скриншоты из мультфильмов, интересности и полезности, ссылки и многое другое

    http://baby.oxid.ru/
    Детские MP3, афиша, стихи, песенки, сказки

    http://1001skazka.com/
    Коллекция сказок

    http://www.lukoshko.net/
    Лукошко сказок — Детская электронная библиотека — детские сказки, рассказы, стихи и песни. Бесплатные электронные книги для детей

    http://www.deti.religiousbook.org.ua/
    Детская страничка: Детям о Вселенной, планете Земля, растениях и животных

    http://umfo.ru/
    Молодежно-развлекательный форум

    http://www.gnomik-nn.narod.ru/
    Детский журнал «Гномик»

    http://dewka-dewka1997.ucoz.ru/
    Сайт для девочек

    http://shishkinles.ru/
    Шишкин лес? Сайт «Шишкин Лес» — интернет-версия одноимённой телевизионной программы для детей. Здесь вы можете почитать, поиграть, порисовать и, конечно же, всей семьёй посмотреть передачи с любимыми героями — обитателями Шишкиного Леса

    http://usovi.ru/index.php?page=home
    У тетушки Совы: Образовательно-развлекательный онлайн клуб для детей и родителей У тетушки Совы

    http://www.zateevo.ru/
    Детский сайт ЗАТЕЕВО.ру (www.zateevo.ru) — сайт для детей 8-14 лет, единственный еженедельный русскоязычный интернет-журнал для школьников, выходит при государственной поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

    http://www.orljata.ru/
    Портал для детей и их родителей. На сайте размещенно множество материала для развития и безопасного досуга детей. Наш сайт постоянно пополняется новыми сказками, мультфильмами, разукрашками, играми, шутками, забавными картинками, стихами.

    http://chudesenka.ru/
    Чудесенка — сайт для детей и родителей. Здесь можно слушать и разучивать песенки, собраны материалы для творчества, раскраски, множество игр онлайн, сценарии праздников, детские новости и статьи для родителей.

    http://www.tvidi.ru/ch/Main/
    Все самое интересное на детском сайте Твиди.ру: видео, музыка, новости, игры для мальчиков, игры для девочек и другие детские игры.

    http://tirnet.ru/
    ТЫРНЕТ: один из немногих детских ресурсов в интернете, полностью посвященный решению проблем полезности, безопасности и увлекательности интернета для детей

    http://www.stranadruzey.ru/
    Портал для детей и подростков

    http://www.bibigosha.ru/
    Бибигоша: интернет-портал для детей

    http://www.kinder.ru/
    Каталог детских ресурсов

    http://rebzi.ru/
    Детский сайт. Волшебная раскраска, пазлы, найди 10 отличий, детский чат, детские рисунки и т.д.

    http://vospitanie.babys—babys.ru/
    Этот сайт создан для того, чтобы вам было легче преодолевать проблемы, связанные с воспитанием детей. Сайт разбит на разделы — для того, чтобы вам было легче ориентироваться и находить необходимый материал по всем периодам развития ребенка от беременности до совершеннолетия. Здесь также есть форум, на котором вы сможете общаться, спорить и находить ответы на нестандартные вопросы, которые возникают в нестандартных ситуациях.

    http://www.gogul.tv/
    Безопасный детский браузер

    http://www.saferunet.ru
     Центр Безопасного Интернета в России.Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. А конкретнее – он занимаемся Интернет-угрозами и эффективным противодействием им в отношении пользователей. Центр был создан в 2008 году под названием «Национальный узел Интернет-безопасности в России».

    http://www.friendlyrunet.ru
    Фонд «Дружественный Рунет». Главной целью Фонда является содействие развитию сети Интернет как благоприятной среды, дружественной ко всем пользователям. Фонд поддерживает проекты, связанные с безопасным использованием интернета, содействует российским пользователям, общественным организациям, коммерческим компаниям и государственным ведомствам в противодействии обороту противоправного контента, а также в противодействии иным антиобщественным действиям в Сети.Фонд «Дружественный Рунет» реализует в России комплексную стратегию в области безопасного использования интернета. Основными проектами Фонда являются: Горячая линия по приему сообщений о противоправном контенте, специализированная линия помощи для детей «Дети онлайн» и просветительские проекты.

    http://www.fid.su/projects/saferinternet/year/hotline/
    Линия помощи «Дети онлайн». Оказание психологической и практической помощи детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования интернетом или мобильной связью. Линия помощи "Дети онлайн" является первым и единственным такого рода проектом в России и реализуется в рамках Года Безопасного Интернета в России.

    http://www.onlandia.org.ua/rus/html/etusivu.html
    ON-ляндия – безопасная веб-страна. На данном сайте представлены материалы для детей, их родителей  и учителей — интерактивные сценарии, короткие тесты, готовые планы уроков, — благодаря которым дети смогут освоить основы безопасной работы в Интернете. На сайте предлагается понятная, применимая на практике информация по интернет-безопасности, изучив которую даже начинающие пользователи смогут эффективно использовать ресурсы сети и защитить себя от нежелательного контента.

    http://www.webkinz.com/ru_ru/
    Webkinz - глобальная социальная сеть для детей, которая полностью безопасна и предлагает возможность социальной адаптации к взрослой жизни. Участниками сообщества могут стать обладатели одноименных мягких игрушек, которые несут на себе секретный код для доступа на сайт.

    http://www.icensor.ru/
    Интернет-фильтр для детей. Интернет цензор. Программа «Интернет Цензор» предназначена для предотвращения посещения сайтов, противоречащих законодательству РФ, а также любых сайтов деструктивной направленности лицами моложе 18 лет. «Интернет Цензор» обеспечивает родителям полный контроль за деятельностью в сети их детей. «Интернет Цензор» распространяется бесплатно, очень прост в использовании и хорошо защищен от удаления его ребенком.

    http://www.tirnet.ru
    Детский Интернет адаптирован для детей младшего возраста и их родителей, а также для подростков; он дает возможность не только играть, но и обучаться программированию в инновационной компьютерной среде Скретч; создавать компьютерные игры, ориентированные на самых маленьких пользователей; активно занимается проблемой качества компьютерных игр и сайтов для детей.

    www.ms-education.ru  и www.apkpro.ru.
    электронный курс программы "Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет". Программа представляет собой 72-х часовой курс, состоящий из 6 модулей. Каждый модуль программы дает подробное описание и рекомендации по обеспечению безопасной работы детей с компьютером и Интернетом, а также снабжен обширным списком дополнительной литературы и веб-ссылок. Кроме того, программа содержит объемное приложение, в которое включены диагностические тесты, описания упражнений, а также различные тексты, рекомендованные для использования в процессе ее освоения. Особенностью программы является еще и то, что каждый ее модуль может быть использован как отдельно, так и в комплексе с другими программами повышения квалификации.

    http://www.nedopusti.ru/
     социальный проект по защите прав детей   «Не допусти» - социальный проект по защите детей от похищений, сексуальной эксплуатации и жестокого обращения реализуется с августа 2009 года. Организаторы проекта: Общественная палата РФ, РОЦИТ (Региональная Общественная Организация «Центр Интернет-технологий»), Межрегиональная правозащитная общественная организация «Сопротивление».

    http://psyparents.ru/
    Сайт «Детская психология для родителей» создан по заказу Департамента образования города Москвы и является интернет-проектом Московского городского психолого-педагогического университета. Цель проекта — психолого-педагогическое просвещение родителей по возрастным проблемам обучения, воспитания и развития детей, а также профилактике нарушений личностного развития.

    http://www.za-partoi.ru/
    Журнал "Здоровье школьников" Ежемесячный журнал «Здоровье школьника» - проект Издательского дома МЦФЭР, который осуществляет выпуск 25 профессиональных журналов федерального значения тиражом 250 тысяч экземпляров ежемесячно и до 100 наименований книг ежегодно общим тиражом около 300 тысяч экземпляров. «Здоровье школьника» - новый журнал о психологии взросления и физическом развитии детей, о возможностях современной медицины, о взаимоотношениях родителей, детей и учителей, о досуге и здоровом образе жизни. Журнал ориентирован на широкий круг читателей, и в первую очередь, на родителей детей школьного возраста.

    http://www.newseducation.ru/
    "Большая перемена" сайт для школьников и их родителей

    http://www.tvidi.ru/
    «Твиди» - детский портал-соцсеть: игры, общение, дневники, фотографии и видеоматериалы.

    www.mirbibigona.ru/
    «Страна друзей»:детская соцсеть: общение, музыка, фотоальбомы, игры, новости.

    http://www.smeshariki.ru/
    «Смешарики»: развлекательная соцсеть: игры, музыка, мультфильмы.

    http://www.solnet.ee/
    «Солнышко»: детский портал.Развивающие, обучающие игры для самых маленьких и еще много интересного и для родителей.

    http://www.nachalka.info/
    это сайт для детей, учащихся в начальной школе, а также их родителей и учителей. Здесь можно учиться и играть, развлекаться и закреплять материал школьной программы! Наш сайт создан для того, что бы сделать обучение по школьной программе интереснее и увлекательнее. Множество упражнений по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру не только развлекут ребенка, но и помогут закрепить навыки, требуемые в рамках федерального государственного образовательного стандарта.

    http://www.girl-and-boy.ru/index/about_girl_and_boy/0-14
    Это сайт для подростков! Вся их жизнь как на ладони. Можно найти ответы на любые интересующие тебя вопросы, поделиться радостью и горестью, узнать много нового, о чём раньше даже и думать не мог. Познакомься с замечательными людьми. Общайся и заводи новых друзей. Этот мир создан для тебя!

    http://www.e-parta.ru/
    Блог школьного «Всезнайки» - это ленты новостей по всем школьным предметам, виртуальные экскурсии, психологические и юридические советы по проблемам в школе и на улице, учебные видео-фильмы, обзоры лучших ресурсов Всемирной паутины.

    http://www.teenclub.ru/
    - портал для подростков. Все в одном месте: рефераты, сочинения, гороскопы, анекдоты, новости, образование, любовь, игровые новинки, здоровье, мода, стиль, знакомства, объявления, форумы, чат, раскрутка сайтов, дизайн и многое другое.

    http://web-landia.ru/
    Страна лучших сайтов для детей.

    Родителям

    Документы

    Документы не выбраны

    Педагогам

    Когда речь заходит об информационной безопасности, обычно мы начинаем думать о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении учащегося от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и развитие, то есть о пропаганде различной направленности.
    Понятие информационной безопасности
    Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации.
    На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:
        • доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
        • целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
        • конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).
    Нарушения доступности, целостности и конфиденциальности информации могут быть вызваны различными опасными воздействиями на информационные компьютерные системы.
    Основные угрозы информационной безопасности
    Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными. Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя. Компоненты автоматизированной информационной системы можно разбить на следующие группы:
    Аппаратные средства. Это компьютеры и их составные части (процессоры, мониторы, терминалы, периферийные устройства – принтеры, контроллеры, кабели, линии связи и т.д.);
    Программное обеспечение. Это приобретенные программы, исходные, объектные, загрузочные модули; операционные системы и системные программы (компиляторы, компоновщики и др.), утилиты, диагностические программы и т.д.;
    Данные, хранимые временно и постоянно, на дисках, флэшках, печатные, архивы, системные журналы и т.д.;
    Персонал. Пользователи, системные администраторы, программисты и др.
    Опасные воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные. Анализ опыта проектирования, изготовления и эксплуатации информационных систем показывает, что информация подвергается различным случайным воздействиям на всех этапах цикла жизни системы. Причинами случайных воздействий при эксплуатации могут быть:
        • аварийные ситуации из-за стихийных бедствий и отключений электропитания;
        • отказы и сбои аппаратуры;
        • ошибки в программном обеспечении;
        • ошибки в работе персонала;
        • помехи в линиях связи из-за воздействий внешней среды.
    Преднамеренные воздействия – это целенаправленные действия нарушителя. В качестве нарушителя могут выступать служащий, посетитель, конкурент, наемник. Действия нарушителя могут быть обусловлены разными мотивами:
        • недовольством служащего своей карьерой;
        • взяткой;
        • любопытством;
        • конкурентной борьбой;
        • стремлением самоутвердиться любой ценой.
    Можно составить гипотетическую модель потенциального нарушителя:
        • квалификация нарушителя на уровне разработчика данной системы;
        • нарушителем может быть как постороннее лицо, так и законный пользователь системы;
        • нарушителю известна информация о принципах работы системы;
        • нарушитель выбирает наиболее слабое звено в защите.
    Наиболее распространенным и многообразным видом компьютерных нарушений является несанкционированный доступ. Несанкционированный доступ использует любую ошибку в системе защиты и возможен при нерациональном выборе средств защиты, их некорректной установке и настройке.
    Проведем классификацию каналов несанкционированного доступа, по которым можно осуществить хищение, изменение или уничтожение информации:
    Через человека:
        • хищение носителей информации;
        • чтение информации с экрана или клавиатуры;
        • чтение информации из распечатки.
    Через программу:
        • перехват паролей;
        • дешифровка зашифрованной информации;
        • копирование информации с носителя.
    Через аппаратуру:
        • подключение специально разработанных аппаратных средств, обеспечивающих доступ к информации;
        • перехват побочных электромагнитных излучений от аппаратуры, линий связи, сетей электропитания и т.д.
    Особо следует остановиться на угрозах, которым могут подвергаться компьютерные сети. Основная особенность любой компьютерной сети состоит в том, что ее компоненты распределены в пространстве. Связь между узлами сети осуществляется физически с помощью сетевых линий и программно с помощью механизма сообщений. При этом управляющие сообщения и данные, пересылаемые между узлами сети, передаются в виде пакетов обмена. Компьютерные сети характерны тем, что против них предпринимают так называемые удаленные атаки. Нарушитель может находиться за тысячи километров от атакуемого объекта, при этом нападению может подвергаться не только конкретный компьютер, но и информация, передающаяся по сетевым каналам связи.
    Обеспечение информационной безопасности
    Формирование режима информационной безопасности – проблема комплексная. Меры по ее решению можно подразделить на пять уровней:
    1. Законодательный. Это законы, нормативные акты, стандарты и т.п.
    Нормативно-правовая база определяющая порядок защиты информации:
    2. Морально-этический. Всевозможные нормы поведения, несоблюдение которых ведет к падению престижа конкретного человека или целой организации.
    3. Административный. Действия общего характера, предпринимаемые руководством организации. Такими документами могут быть:
        • приказ руководителя о назначении ответственного за обеспечение информационной безопасности;
        • должностные обязанности ответственного за обеспечение информационной безопасности;
        • перечень защищаемых информационных ресурсов и баз данных;
        • инструкцию, определяющую порядок предоставления информации сторонним организациям по их запросам, а также по правам доступа к ней сотрудников организации.
    4. Физический. Механические, электро- и электронно-механические препятствия на возможных путях проникновения потенциальных нарушителей.
    5. Аппаратно-программный (электронные устройства и специальные программы защиты информации).
    Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:
        • Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.)
        • Установлен строгий контроль за электронной почтой, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией.
        • Установлены соответствующие пароли на персональные ПК.
        • Использованы контент-фильтры, для фильтрации сайтов по их содержимому.
    Единая совокупность всех этих мер, направленных на противодействие угрозам безопасности с целью сведения к минимуму возможности ущерба, образуют систему защиты.
    Специалисты, имеющие отношение к системе защиты должны полностью представлять себе принципы ее функционирования и в случае возникновения затруднительных ситуаций адекватно на них реагировать. Под защитой должна находиться вся система обработки информации.
    Лица, занимающиеся обеспечением информационной безопасности, должны нести личную ответственность.
    Надежная система защиты должна быть полностью протестирована и согласована. Защита становится более эффективной и гибкой, если она допускает изменение своих параметров со стороны администратора.
    В заключение своего доклада хотелось бы дать некоторые рекомендации по организации работы в информационном пространстве, чтобы уберечь себя и своих близких от интернет-преступников.
    Рекомендации по организации работы в информационном пространстве
    1. Перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации.
    2. Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.
    3. Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).
    4. Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.
    5. Необходимо знать 3-4 упражнения для снятия зрительного напряжения и физической усталости.
    6. Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.
    7. Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.
    8. При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.
    9. Не используйте в логине или пароле персональные данные.
    10. Все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ПК для включения их в бот-сеть или для похищения банковских данных родителей.
    11. Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.
    12. Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.
    13. О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.
    14. Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.
    15. Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.
    16. Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.
    17. Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.ПЕДАГОГАМ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    Когда речь заходит об информационной безопасности, обычно мы начинаем думать о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении учащегося от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и развитие, то есть о пропаганде различной направленности.
    Понятие информационной безопасности
    Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации.
    На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:
        • доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
        • целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
        • конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).
    Нарушения доступности, целостности и конфиденциальности информации могут быть вызваны различными опасными воздействиями на информационные компьютерные системы.
    Основные угрозы информационной безопасности
    Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными. Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя. Компоненты автоматизированной информационной системы можно разбить на следующие группы:
    Аппаратные средства. Это компьютеры и их составные части (процессоры, мониторы, терминалы, периферийные устройства – принтеры, контроллеры, кабели, линии связи и т.д.);
    Программное обеспечение. Это приобретенные программы, исходные, объектные, загрузочные модули; операционные системы и системные программы (компиляторы, компоновщики и др.), утилиты, диагностические программы и т.д.;
    Данные, хранимые временно и постоянно, на дисках, флэшках, печатные, архивы, системные журналы и т.д.;
    Персонал. Пользователи, системные администраторы, программисты и др.
    Опасные воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные. Анализ опыта проектирования, изготовления и эксплуатации информационных систем показывает, что информация подвергается различным случайным воздействиям на всех этапах цикла жизни системы. Причинами случайных воздействий при эксплуатации могут быть:
        • аварийные ситуации из-за стихийных бедствий и отключений электропитания;
        • отказы и сбои аппаратуры;
        • ошибки в программном обеспечении;
        • ошибки в работе персонала;
        • помехи в линиях связи из-за воздействий внешней среды.
    Преднамеренные воздействия – это целенаправленные действия нарушителя. В качестве нарушителя могут выступать служащий, посетитель, конкурент, наемник. Действия нарушителя могут быть обусловлены разными мотивами:
        • недовольством служащего своей карьерой;
        • взяткой;
        • любопытством;
        • конкурентной борьбой;
        • стремлением самоутвердиться любой ценой.
    Можно составить гипотетическую модель потенциального нарушителя:
        • квалификация нарушителя на уровне разработчика данной системы;
        • нарушителем может быть как постороннее лицо, так и законный пользователь системы;
        • нарушителю известна информация о принципах работы системы;
        • нарушитель выбирает наиболее слабое звено в защите.
    Наиболее распространенным и многообразным видом компьютерных нарушений является несанкционированный доступ. Несанкционированный доступ использует любую ошибку в системе защиты и возможен при нерациональном выборе средств защиты, их некорректной установке и настройке.
    Проведем классификацию каналов несанкционированного доступа, по которым можно осуществить хищение, изменение или уничтожение информации:
    Через человека:
        • хищение носителей информации;
        • чтение информации с экрана или клавиатуры;
        • чтение информации из распечатки.
    Через программу:
        • перехват паролей;
        • дешифровка зашифрованной информации;
        • копирование информации с носителя.
    Через аппаратуру:
        • подключение специально разработанных аппаратных средств, обеспечивающих доступ к информации;
        • перехват побочных электромагнитных излучений от аппаратуры, линий связи, сетей электропитания и т.д.
    Особо следует остановиться на угрозах, которым могут подвергаться компьютерные сети. Основная особенность любой компьютерной сети состоит в том, что ее компоненты распределены в пространстве. Связь между узлами сети осуществляется физически с помощью сетевых линий и программно с помощью механизма сообщений. При этом управляющие сообщения и данные, пересылаемые между узлами сети, передаются в виде пакетов обмена. Компьютерные сети характерны тем, что против них предпринимают так называемые удаленные атаки. Нарушитель может находиться за тысячи километров от атакуемого объекта, при этом нападению может подвергаться не только конкретный компьютер, но и информация, передающаяся по сетевым каналам связи.
    Обеспечение информационной безопасности
    Формирование режима информационной безопасности – проблема комплексная. Меры по ее решению можно подразделить на пять уровней:
    1. Законодательный. Это законы, нормативные акты, стандарты и т.п.
    Нормативно-правовая база определяющая порядок защиты информации:
    2. Морально-этический. Всевозможные нормы поведения, несоблюдение которых ведет к падению престижа конкретного человека или целой организации.
    3. Административный. Действия общего характера, предпринимаемые руководством организации. Такими документами могут быть:
        • приказ руководителя о назначении ответственного за обеспечение информационной безопасности;
        • должностные обязанности ответственного за обеспечение информационной безопасности;
        • перечень защищаемых информационных ресурсов и баз данных;
        • инструкцию, определяющую порядок предоставления информации сторонним организациям по их запросам, а также по правам доступа к ней сотрудников организации.
    4. Физический. Механические, электро- и электронно-механические препятствия на возможных путях проникновения потенциальных нарушителей.
    5. Аппаратно-программный (электронные устройства и специальные программы защиты информации).
    Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:
        • Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.)
        • Установлен строгий контроль за электронной почтой, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией.
        • Установлены соответствующие пароли на персональные ПК.
        • Использованы контент-фильтры, для фильтрации сайтов по их содержимому.
    Единая совокупность всех этих мер, направленных на противодействие угрозам безопасности с целью сведения к минимуму возможности ущерба, образуют систему защиты.
    Специалисты, имеющие отношение к системе защиты должны полностью представлять себе принципы ее функционирования и в случае возникновения затруднительных ситуаций адекватно на них реагировать. Под защитой должна находиться вся система обработки информации.
    Лица, занимающиеся обеспечением информационной безопасности, должны нести личную ответственность.
    Надежная система защиты должна быть полностью протестирована и согласована. Защита становится более эффективной и гибкой, если она допускает изменение своих параметров со стороны администратора.
    В заключение своего доклада хотелось бы дать некоторые рекомендации по организации работы в информационном пространстве, чтобы уберечь себя и своих близких от интернет-преступников.
    Рекомендации по организации работы в информационном пространстве
    1. Перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации.
    2. Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.
    3. Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).
    4. Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.
    5. Необходимо знать 3-4 упражнения для снятия зрительного напряжения и физической усталости.
    6. Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.
    7. Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.
    8. При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.
    9. Не используйте в логине или пароле персональные данные.
    10. Все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ПК для включения их в бот-сеть или для похищения банковских данных родителей.
    11. Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.
    12. Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.
    13. О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.
    14. Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.
    15. Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.
    16. Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.
    17. Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.

    Методические и справочные материалы

    Основные советы по безопасной работе с электронной почтой:Основные советы по безопасной работе с электронной почтой:

     - Надо выбрать правильный почтовый сервис. В интернете есть огромный выбор бесплатных почтовых сервисов, однако лучше доверять тем, кого знаешь и кто первый в рейтинге;

       - Не указывай в личной почте личную информацию. Например, лучше выбрать «музыкальный_фанат@» или «рок2013» вместо «тема13»;

       - Используй двухэтапную авторизацию. Это когда помимо пароля нужно вводить код, присылаемый по SMS;

       - Выбери сложный пароль. Для каждого почтового ящика должен быть свой надежный, устойчивый к взлому пароль;

       - Если есть возможность написать самому свой личный вопрос, используй эту возможность;

       - Используй несколько почтовых ящиков. Первый для частной переписки с адресатами, которым ты доверяешь. Это электронный адрес не надо использовать при регистрации на форумах и сайтах;

       - Не открывай файлы и другие вложения в письмах даже если они пришли от твоих друзей. Лучше уточни у них, отправляли ли они тебе эти файлы;

       - После окончания работы на почтовом сервисе перед закрытием вкладки с сайтом не забудь нажать на «Выйти».

    Основные советы для безопасности мобильного телефона:Основные советы для безопасности мобильного телефона:

    - Ничего не является по-настоящему бесплатным. Будь осторожен, ведь когда тебе предлагают бесплатный контент, в нем могут быть скрыты какие-то платные услуги;

       - Думай, прежде чем отправить SMS, фото или видео. Ты точно знаешь, где они будут в конечном итоге?

       - Необходимо обновлять операционную систему твоего смартфона;

       - Используй антивирусные программы для мобильных телефонов;

       - Не загружай приложения от неизвестного источника, ведь они могут содержать вредоносное программное обеспечение;

       - После того как ты выйдешь с сайта, где вводил личную информацию, зайди в настройки браузера и удали cookies;

       - Периодически проверяй какие платные услуги активированы на твоем номере;

       - Давай свой номер мобильного телефона только людям, которых ты знаешь и кому доверяешь;

       - Bluetooth должен быть выключен, когда ты им не пользуешься. Не забывай иногда проверять это.

    Основные советы по безопасной работе с электронными деньгами:Основные советы по безопасной работе с электронными деньгами:

     Привяжи к счету мобильный телефон. Это самый удобный и быстрый способ восстановить доступ к счету. Привязанный телефон поможет, если забудешь свой платежный пароль или зайдешь на сайт с незнакомого устройства;

       - Используй одноразовые пароли. После перехода на усиленную авторизацию тебе уже не будет угрожать опасность кражи или перехвата платежного пароля;

       - Выбери сложный пароль. Преступникам будет не просто угадать сложный пароль. Надежные пароли — это пароли, которые содержат не менее 8 знаков и включают в себя строчные и прописные буквы, цифры и несколько символов, такие как знак доллара, фунта, восклицательный знак и т.п. Например, $tR0ng!;

       - Не вводи свои личные данные на сайтах, которым не доверяешь.

    Интернет-ресурсы для педагогических работников

    http://www.fid.su/projects/deti-v-internete сайт Фонда Развития Интернет.
    http://www.ligainternet.ru/ Лиги безопасного Интернета.
    http://ppt4web.ru/informatika/bezopasnyjj-internet.html презентации о безопасном Интернете.
    http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx сайт Центра безопасности Майкрософт.
    https://edu.tatar.ru/upload/images/files/909_029%20Orangepdf Безопасно и просто: родительский контроль. — Буклет
    http://www.nachalka.com/node/950 Видео «Развлечение и безопасность в Интернете»
    http://i-deti.org/ портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы
    http://сетевичок.рф/ сайт для детей — обучение и онлайн-консультирование по вопросам кибербезопасности сетевой безопасности
    http://www.igra-internet.ru/ — онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им»
    http://www.safe-internet.ru/ — сайт Ростелеком «Безопасноть детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастамhttp://www.fid.su/projects/deti-v-internete сайт Фонда Развития Интернет.
    http://www.ligainternet.ru/ Лиги безопасного Интернета.
    http://ppt4web.ru/informatika/bezopasnyjj-internet.html презентации о безопасном Интернете.
    http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx сайт Центра безопасности Майкрософт.
    https://edu.tatar.ru/upload/images/files/909_029%20Orangepdf Безопасно и просто: родительский контроль. — Буклет
    http://www.nachalka.com/node/950 Видео «Развлечение и безопасность в Интернете»
    http://i-deti.org/ портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы
    http://сетевичок.рф/ сайт для детей — обучение и онлайн-консультирование по вопросам кибербезопасности сетевой безопасности
    http://www.igra-internet.ru/ — онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им»
    http://www.safe-internet.ru/ — сайт Ростелеком «Безопасноть детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам

    Методические и справочные материалы

    Проекты и конкурсы Фонда развития Интернета

    • «Позитивный контент»
    • «Лучший школьный сайт»

      Конкурс проводился в рамках проекта Фонда Развития Интернет «Интернет глазами школьника» совместно с американским благотворительным фондом United Way International.

      Согласно национальному проекту «Образование» 2006 года в скором времени все школы РФ должны были быть подключены к высокоскоростному Интернету, но вместе с тем большинство школ все еще не имело представительства в сети Интернет.

      Целью конкурса было привлечь учеников к процессу создания собственного школьного сайта, который решал бы несколько задач. Сайт должен не только представлять учебное заведение на просторах Интернета, но и являться площадкой для неформального онлайн-общения, обсуждения волнующих школьников тем, обмен интересной информацией, и доступ к учебным ресурсам.

      На первом этапе в конкурсе макетов школьных сайтов приняли участие в общей сложности более 100 учеников из школ № 1 и № 476 г. Москвы. В рамках конкурса каждый из них подготовил и представил свое, оригинальное видение того, каким должен быть сайт его школы.

      Второй этап конкурса «Лучший школьный сайт» был проведен в школе № 1189 им. И.В. Курчатова. Школьники создавали электронный макет сайта, выступив в качестве веб-дизайнеров и программистов.

    • Конкурс социальной рекламы

    Международный проект «Сетевичок»

    • Цикл международных образовательных мероприятий «Сетевичок», направленных
      на развитие кибербезопасности и цифровой грамотности молодежи и формирование
      информационного пространства детства, стартовали совместно со Всероссийской акцией
      по безопасности школьников в сети «Интернет».
    • Мероприятия проводятся под патронатом Временной комиссии Совета Федерации
      по развитию информационного общества и поддержке Минобрнауки России,
      Минкомсвязи России, ФА «Россотрудничество» и всеми субъектами Федерации.
    • Мероприятия проходят также на международном уровне и поддержаны
      Министерством просвещения Приднестровской Молдавской Республики, Министерством
      образования и науки Кыргызской Республики, Министерством образования Республики
      Беларусь, а также постоянным комитетом Союзного Государства. Мероприятия проходят
      ежегодно совместно с Единым уроком по безопасности в сети «Интернет» с 2014 года. В
      2014 году в мероприятиях урока приняло участие 11 000 000 школьников, а уже в 2015
      более 13 000 000 школьников. В 2016 году мероприятия проходили с 5 сентября по 10
      декабря.

    Дополнительные методические материалы

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie